Определение профессионального уровня преподавателя
Определение профессионального уровня преподавателя
………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………….
Квалификационная карта
Уровень выраженности
|
Критерии оценки профессионального уровня учителя
|
1.
Умение определить цели, задачи урока
|
2.
Умение определить структуру и организовать урок
|
3.
Умение отобрать учебный материал
|
4.
Деятельность учителя
|
5.
Деятельность учащихся
|
6.
Результаты урока
|
Очень высокий (А)
|
|
|
|
|
|
|
Высокий (Б)
|
|
|
|
|
|
|
Средний (В)
|
|
|
|
|
|
|
Низкий (Г)
|
|
|
|
|
|
|
Максимальная сумма баллов – 24, минимальная – 6. Преподаватель, набравший определенную сумму баллов, может быть рекомендован на следующие категории:
24-21 балл
|
высшая категория
|
20-17 б.
|
I категория
|
16-12 б.
|
II категория
|
12 и ниже б.
|
II категория по ЕТС
|
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………
1. Умение определить цели, задачи урока.
|
|
А
4 б.
|
Б
3 б.
|
В
2 б.
|
Г
1 б.
|
А.
|
А. Умеет логически обоснованно выделить главные темы предмета в соответствии с моделью выпускника, построить на этой основе систему целей и задач.
|
|
|
|
|
А. Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных целей школы, темы урока.
|
|
|
|
|
А. При разработке тематического плана определяет последовательность изучения тем в целом и отдельных уроков, находит на этой основе нестандартные методические решения.
|
|
|
|
|
А. Цели обучения умеет ставить диагностично в соответствии с моделью выпускника.
|
|
|
|
|
А. Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны учащимся.
|
|
|
|
|
А. Умеет определить результат урока и степень его достижения
|
|
|
|
|
Б.
|
Б. Умеет интерпретировать систему целей и задач урока, опираясь на методические рекомендации, в соответствии с моделью выпускника школы.
|
|
|
|
|
Б. При разработке тематического плана определяет последовательность изучения уроков по теме.
|
|
|
|
|
Б. Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных целей школы, темы урока.
|
|
|
|
|
Б. Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны учащимся.
|
|
|
|
|
Б. Цели ставятся диагностично на отдельные темы предмета с учетом модели выпускника.
|
|
|
|
|
Б. Умеет определить результаты урока.
|
|
|
|
|
В.
|
В. Цели урока сам не определяет, а использует общепринятые по данному предмету методические рекомендации, адаптируя их к своей деятельности.
|
|
|
|
|
В. Уроки, как правило однотипны, к определению типа урока в зависимости от поставленных целей относится формально.
|
|
|
|
|
В. Цели определяются с учетом уровня подготовленности учащихся.
|
|
|
|
|
В. Цели и задачи обучения не всегда четко сформулированы, недостаточно конкретизированы и понятны ученикам.
|
|
|
|
|
В. Результат урока не определен.
|
|
|
|
|
Г.
|
Г. Не видит необходимости в специальной разработке и постановке целей и задач урока, поэтому использует принятые в методических рекомендациях без каких-либо изменений.
|
|
|
|
|
Г. Не различает типы уроков.
|
|
|
|
|
Г. Игнорирует тематическое деление материала, поэтому уроки выглядят фрагментарными.
|
|
|
|
|
Г. Цели урока нечетко сформулированы.
|
|
|
|
|
Г. Результат урока не определен.
|
|
|
|
|
1. Умение определить структуру и организовать урок.
|
|
А
4 б.
|
Б
3 б.
|
В
2 б.
|
Г
1 б.
|
А.
|
Структура урока соответствует его целям и типу.
|
|
|
|
|
|
Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемной ситуации либо проблемной связки.
|
|
|
|
|
|
Умеет организовать начало и конец урока.
|
|
|
|
|
|
Умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуются с более легкими.
|
|
|
|
|
|
На высоком уровне научная организация труда учителя и учащихся.
|
|
|
|
|
Б.
|
Структура урока соответствует типу учебного занятия.
|
|
|
|
|
|
Этапы урока взаимосвязаны, но не всегда прослеживается логическая связь между отдельными этапами урока.
|
|
|
|
|
|
Умеет организовать либо начало урока, либо его окончание.
|
|
|
|
|
|
Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при переходе с одного этапа урока на другой, при смене типов заданий.
|
|
|
|
|
|
Умеет использовать элементы научной организации труда учителя и учащихся.
|
|
|
|
|
В.
|
Этапы урока не всегда взаимосвязаны и логичны.
|
|
|
|
|
|
Не всегда умеет организовать начало и конец урока.
|
|
|
|
|
|
Нередки случаи снижения темпа урока из-за нечеткой постановки задач перед учащимися.
|
|
|
|
|
|
Не чередуются формы работы с учащимися с точки зрения их сложности, весь урок, как правило, проходит в одном темпе.
|
|
|
|
|
|
Элементы научной организации труда используются фрагментарно.
|
|
|
|
|
Г.
|
Этапы урока не взаимосвязаны и не имеют логического перехода друг к другу.
|
|
|
|
|
|
Не умеет организовать начало и конец урока.
|
|
|
|
|
|
При разработке урока не закладывает в его структуру нормативы времени на выполнение тех или иных видов заданий либо не испытывает в этом необходимости, либо не обладает соответствующими навыками.
|
|
|
|
|
|
План урока выполняется формально, не считаясь с такими объективными условиями, как степень сложности учебных заданий и необходимость их чередования.
|
|
|
|
|
|
Организация рабочего места учителя и ученика далека от совершенства.
|
|
|
|
|
1. Умение отобрать содержание учебного материала.
|
|
А
4 б.
|
Б
3 б.
|
В
2 б.
|
Г
1 б.
|
А.
|
Умеет отобрать учебный материал для формирования прогнозируемой модели выпускника
|
|
|
|
|
|
Умеет связывать материал с потребностями и интересами учащихся.
|
|
|
|
|
|
Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся в системе подготовки прогнозируемой модели выпускника.
|
|
|
|
|
|
Соответствие содержания урока его основной цели и уровню знаний учащихся по предмету.
|
|
|
|
|
|
Использует пути формирования самостоятельного мышления, познавательных интересов учащихся средствами содержания учебного материала.
|
|
|
|
|
Б
|
Умеет отобрать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащихся.
|
|
|
|
|
|
Умеет связать материал с жизнью и интересами учащихся.
|
|
|
|
|
|
Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся
|
|
|
|
|
|
Соответствие содержания урока его основной цели
|
|
|
|
|
|
Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала.
|
|
|
|
|
В
|
При отборе учебного материала пользуется только методическими рекомендациями или содержанием учебника, интуитивно определяя необходимый объем материала.
|
|
|
|
|
|
Не всегда может связать материал с жизнью и интересами учащихся.
|
|
|
|
|
|
Ведущие идеи по теме четко не прослеживаются и соответственно не полностью воспринимаются учащимися.
|
|
|
|
|
|
Поставленная цель урока и отобранное содержание не учитывают уровня знаний учащихся.
|
|
|
|
|
Г.
|
При отборе учебного материала использует содержание учебника без учета возможностей учащихся.
|
|
|
|
|
|
Материал не связан с жизнью и интересами учащихся.
|
|
|
|
|
|
Не умеет выделить главные идеи темы, не работает с новыми понятиями.
|
|
|
|
|
|
Содержание дается для всех учащихся одинаковое, без учета уровня усвоения ими материала и особенностей класса.
|
|
|
|
|
1. Деятельность учителя.
А.
|
Умеет установить цели курса обучения в соответствии с целью школы.
|
|
|
|
|
|
Умеет конкретизировать цели, определив точные результаты, которые надо получить как доказательство достижения цели.
|
|
|
|
|
|
Умеет определить уровень знаний в начале обучении (установочные тесты), в процессе обучения (учебные тесты), умения и навыки в конце обучения (итоговые тесты) и организовать обучение соответственно уровню усвоения материала.
|
|
|
|
|
|
Точно определяет причины ошибок и пробелов в работе, самостоятельно находит пути их устранения.
|
|
|
|
|
|
Творчески применяет, умело адаптируя к своей деятельности передовые методы, разрабатывая на их основе новые методические приемы. Способен разрабатывать целостные, законченные технологии обучения.
|
|
|
|
|
Б.
|
Умеет оценивать собственные результаты.
|
|
|
|
|
|
Видит свои недостатки, пробелы в работе, но не всегда способен установить причины, их порождающие.
|
|
|
|
|
|
Творчески применяет новые методические приемы. Умело использует интересные находки творчески работающих учителей.
|
|
|
|
|
|
Умеет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучению учащихся на уроке.
|
|
|
|
|
|
Систематически повышает свой методический уровень.
|
|
|
|
|
В.
|
Анализирует свою деятельность по необходимости.
|
|
|
|
|
|
Склонен в большей степени реагировать на замечания извне и устранять таким образом выявленные пробелы, причем решения принимает, как правило стереотипные.
|
|
|
|
|
|
Новые методические приемы применяет, механически их копируя, руководствуясь необходимостью, при подробном комментировании и постоянном внешнем контроле.
|
|
|
|
|
|
Улучшения в результате самоанализа носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы.
|
|
|
|
|
|
Дифференцированный и индивидуальный подход осуществляет механически, без учета особенностей учащихся
|
|
|
|
|
Г.
|
НЕ проявляет склонности и почти не обладает навыками самоанализа, оценивает свою работу либо как абсолютно безупречную, либо как минимум в целом позитивную, считая, что учитель должен действовать по инструкциям в связи с устоявшейся практикой.
|
|
|
|
|
|
Свою работу анализирует лишь по прямому указанию руководителя, делая это формально, для отчета.
|
|
|
|
|
|
Новые методические приемы и методы не признает либо считается с ними в силу популярности и использует их по указанию свыше, делая эти, как правило, по шаблону.
|
|
|
|
|
|
При отсутствии внимания со стороны методической службы и администрации может полностью остановиться в профессиональном росте.
|
|
|
|
|
1. Деятельность учащихся.
А.
|
Учащиеся свободно владеют научной терминологией, умеют дать определение терминов своими словами, эффективно использовать термины в самостоятельных предложениях.
|
А
4 б.
|
Б
3 б.
|
В
2 б.
|
Г
1 б.
|
|
Умеют применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях.
|
|
|
|
|
|
Владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля.
|
|
|
|
|
|
Умеют самостоятельно приобретать знания, обладают самостоятельностью суждений.
|
|
|
|
|
|
Стремятся получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса.
|
|
|
|
|
Б.
|
Учащиеся владеют научной терминологией.
|
|
|
|
|
|
Умеют применять стандарт знаний в нестандартных ситуациях.
|
|
|
|
|
|
Владеют рациональными приемами работы и частично навыками самоконтроля
|
|
|
|
|
|
Умения приобретать знания самостоятельно могут формироваться только с помощью преподавателя.
|
|
|
|
|
|
Стремятся получить дополнительные сведения по предмету.
|
|
|
|
|
В.
|
Учащиеся знают научную терминологии, но не всегда умеют ее применить.
|
|
|
|
|
|
Могут частично применять стандарт знаний.
|
|
|
|
|
|
Рациональные приемы работы и самоконтроль могут осуществлять под постоянным контролем преподавателя.
|
|
|
|
|
|
Умения приобретать знания самостоятельно не сформированы.
|
|
|
|
|
|
Ограничиваются рамками школьного учебника.
|
|
|
|
|
Г.
|
Учащиеся не проявляют интереса к учебному процессу, за исключением положительного отношения к занимательному материалу.
|
|
|
|
|
|
Охотнее выполняют привычные задания, нежели осваивают новые.
|
|
|
|
|
|
Учебные задания не выполняют в полном объеме требований, не умеют обнаруживать ошибки, допускают ошибки при выполнении однотипных, многократно повторяемых заданий, ошибки исправляют формально.
|
|
|
|
|
|
Ограничиваются рамками школьного учебника.
|
|
|
|
|
1. Результаты урока.
Проверяющий определяет степень выраженности каждого из четырех критериев, проставляя балл в соответствующей графе квалификационной карты. Затем подсчитывается сумма набранных преподавателем баллов. Максимальная сумма баллов – 24,
минимальная – 6. Преподаватель, набравший определенную сумму баллов, может быть рекомендован на следующие категории:
24-21 балл
|
высшая категория
|
20-17 б.
|
I категория
|
16-12 б.
|
СЗД
|
12 и ниже б.
|
-
|
|
|