Тема урока: «Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот ».
Учитель: Факеева Е.В.
Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием произведения Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»; способствовать воспитанию положительного отношения к предмету; способствовать развитию навыков чтения – правильности, осознанности; создать условия для обогащения читательского опыта.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1-2 мин.) |
1).Организационный момент. -Здравствуйте! Проверьте готовность к уроку. -Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и с хорошим настроением начнём наш урок. |
Проверяют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (12-15 мин.) |
1).-Много лет назад (1960 г.) Генриха Сапгира попросили написать стихи для самых маленьких. -О чём спросил Сапгир? -О чём угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель. -А если апрель, то можно я напишу про … -Отгадайте про кого? Загадка. Этот зверь живет лишь дома. - И получились такие стихи: Мяу! Наконец тепло. Весна. В апреле кошкам не до сна. Не понимаю, как в апреле Ребята могут спать в постели. Гуляли бы себе по крышам Под месяцем большим и рыжим. - И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Так появились на свет «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». 2). Чтение сказки Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». -Поделитесь своими впечатлениями. -Определите жанр произведения: сказка или рассказ. |
Дети отвечают на вопросы. Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, выявляет интересы учащихся. Дети рассказывают о своих интересах. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи. Локализация затруднений (7-8 мин.) |
1). Повторное чтение стихотворения. -Сколько частей в стихотворении? (2). -Почему произведение состоит из двух частей? (Оно построено на противопоставлении). -Где начинается 1 и 2 часть? Отметим. 2).Словарная работа. На доске: прекрасный – ужасный, ужасная – прекрасная. - Подумайте, почему я выписала эти слова? (Эти слова – главные .Это ключевые слова стихотворения. -Скажите, пожалуйста, как называются такие слова. (антонимы). (Слова, имеющие противоположное значение.) 3).Определение жанра произведения. - Это сказка или стихотворение? -В чём возникло затруднение? В каком месте? - Давайте разбираться. − Почему возникло затруднение? Что нам поможет? (Значение слова стихотворение по Ожегову: -Правильно сказать сказка в стихах. - Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Знакомство с содержанием произведения Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот») - Какова цель урока? (читать вслух по слогам и целыми словами). |
Учитель организует работу, используя учебник. Дети извлекают информацию из учебника, отвечают. Уточняют. Выводят тему и цель. Тема: «Знакомство с содержанием произведения Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»)». Цель урока: читать вслух по слогам и целыми словами). |
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; л огические – формулирование проблемы |
4.Построение проекта выхода из затруднений (4-5 мин.) |
1.-Какую учебную задачу ставим? (Познакомиться с содержанием сказки. Научиться читать вслух по слогам и целыми словами ). 2. - Наметим план наших действий. 1.Разделить на части. 2.Прочитать каждую часть. 3.Рассмотреть иллюстрации. 4.Смоделировать обложку (фамилия автора, заглавие, жанр, тема). |
Составляют план достижения цели. План записывается на доске. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ; коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.Первичное закрепление во внешней речи (2-3 мин.) |
1.Работа в паре по алгоритму (каждый работает над своей частью). -Договоритесь между собой, кто будет читать 1 часть, а кто вторую. 2. Проверка чтения вслух (одной или двух пар). -Кто главные герои стихотворения? (принцесса и людоед) -Каким вы представляете себе портрет прекрасной принцессы – принцессы в 1 части? -А каким вы представляете себе портрет ужасной принцессы – принцессы во 2 части? -Подтвердите рассказом по иллюстрации.
|
Работают в парах, обсуждают, выбирают 1 или 2 часть для чтения. В случае затруднения прибегают к алгоритму, записанному на доске.
|
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.) |
1). Чтение 1 части сказки самостоятельно. -Только ли к принцессе относятся слова «прекрасная» и «ужасная»? (погода, полянка, землянка, аппетит, вид, легенда). 2). Чтение 2 части сказки по ролям. -За кого из действующих лиц надо читать? - Что вы можете сказать про аппетит людоеда? Докажите словами из текста. (И аппетит у людоеда тоже был разным.. (ужасный – прекрасный) -У кого есть ошибки? -Найдём причину ошибок и исправим их. |
Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (алгоритмом). Проговаривание детьми места ошибок и причин ошибок. Исправление ошибок. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качеств и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.)
|
1).Моделирование обложки: 1.Г.Сапгир. 2.Людоед и принцесса, или Всё наоборот. 3.Сказка. 4.Знакомство с содержанием сказки. -Эта сказка кажется ужасной или прекрасной? Почему? |
Доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных умений. Составляют рассказ по иллюстрации. |
Познавательные: поддерживает диалог. Умеет задавать вопросы, рассказывать, излагает своё мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий; личностные: испытывает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость |
8.Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин.) |
-Прочитайте название сказки. Как вы его поняли? (Г.Сапгир рассказал, что всё взаимозаменяемо: сегодня принцесса прекрасная, а погода ужасная, а завтра может быть совсем наоборот. И ещё неизвестно, что лучше, а что хуже). -Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с содержанием произведения Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»; читать вслух по слогам и целыми словами). - Достигли цель? Каким способом? -Какие затруднения в деятельности испытывали? - Как находили выход из затруднений? -Каковы результаты (класса, мои)? Покажите кружочки: зелёные (« Мне было всё понятно на уроке»), жёлтые («Мне было интересно на уроке, но я испытывал небольшие затруднения »), красные («Мне урок показался трудным»). -Что бы вы хотели ещё сделать? |
Осуществляют самооценку собственной деятельности и деятельности класса. Соотносят цель и результаты. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; ориентироваться в заданиях учебника по значкам; отличать стихотворный текст от прозаического; выражать эмоции и настроение в процессе чтения.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные: анализировать собственную работу; соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Коммуникативные: уметь оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся.