Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №17"

Литературное чтение. 1 класс. Технологическая карта урока № 92

Тема урока: «Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот ».

Учитель: Факеева Е.В.

Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием произведения Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»; способствовать воспитанию положительного отношения к предмету; способствовать развитию навыков чтения – правильности, осознанности; создать условия для обогащения читательского опыта.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент (1-2 мин.)

1).Организационный момент.

-Здравствуйте! Проверьте готовность к уроку.

-Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и с хорошим настроением начнём наш урок.

Проверяют готовность к уроку.

Включаются в деловой ритм.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (12-15 мин.)

1).-Много лет назад (1960 г.) Генриха Сапгира попросили написать стихи для самых маленьких.

-О чём спросил Сапгир?

-О чём угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель.

-А если апрель, то можно я напишу про …

-Отгадайте про кого?

Загадка.

Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — … (Кот)

- И получились такие стихи:

Мяу! Наконец тепло. Весна.

В апреле кошкам не до сна.

Не понимаю, как в апреле

Ребята могут спать в постели.

Гуляли бы себе по крышам

Под месяцем большим и рыжим.

- И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Так появились на свет «Людоед и принцесса, или Всё наоборот».

2). Чтение сказки Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот».

-Поделитесь своими впечатлениями.

-Определите жанр произведения: сказка или рассказ.

Дети отвечают на вопросы.

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию, выявляет интересы учащихся.

Дети рассказывают о своих интересах.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи. Локализация затруднений (7-8 мин.)

1). Повторное чтение стихотворения.

-Сколько частей в стихотворении? (2).

-Почему произведение состоит из двух частей? (Оно построено на противопоставлении).

-Где начинается 1 и 2 часть? Отметим.

2).Словарная работа.

На доске: прекрасный – ужасный, ужасная – прекрасная.

- Подумайте, почему я выписала эти слова? (Эти слова – главные .Это ключевые слова стихотворения.

-Скажите, пожалуйста, как называются такие слова. (антонимы). (Слова, имеющие противоположное значение.)

3).Определение жанра произведения.

- Это сказка или стихотворение?

-В чём возникло затруднение? В каком месте?

- Давайте разбираться.

− Почему возникло затруднение? Что нам поможет?

(Значение слова стихотворение по Ожегову:
Стихотворение - Небольшое поэтическое
произведение в стихах. Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру. Это сказка.)

-Правильно сказать сказка в стихах.

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Знакомство с содержанием произведения Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»)

- Какова цель урока? (читать вслух по слогам и целыми словами).

Учитель организует работу, используя учебник.

Дети извлекают информацию из учебника, отвечают. Уточняют.

Выводят тему и цель.

Тема: «Знакомство с содержанием произведения Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»)».

Цель урока: читать вслух по слогам и целыми словами).

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; л огические – формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднений (4-5 мин.)

1.-Какую учебную задачу ставим? (Познакомиться с содержанием сказки. Научиться читать вслух по слогам и целыми словами ).

2. - Наметим план наших действий.

1.Разделить на части.

2.Прочитать каждую часть.

3.Рассмотреть иллюстрации.

4.Смоделировать обложку (фамилия автора, заглавие, жанр, тема).

Составляют план достижения цели.

План записывается на доске.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ; коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Первичное закрепление во внешней речи (2-3 мин.)

1.Работа в паре по алгоритму (каждый работает над своей частью).

-Договоритесь между собой, кто будет читать 1 часть, а кто вторую.

2. Проверка чтения вслух (одной или двух пар).

-Кто главные герои стихотворения? (принцесса и людоед)

-Каким вы представляете себе портрет прекрасной принцессы – принцессы в 1 части?

-А каким вы представляете себе портрет ужасной принцессы – принцессы во 2 части?

-Подтвердите рассказом по иллюстрации.

Работают в парах, обсуждают, выбирают 1 или 2 часть для чтения.

В случае затруднения прибегают к алгоритму, записанному на доске.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.)

1). Чтение 1 части сказки самостоятельно.

-Только ли к принцессе относятся слова «прекрасная» и «ужасная»? (погода, полянка, землянка, аппетит, вид, легенда).

2). Чтение 2 части сказки по ролям.

-За кого из действующих лиц надо читать?

- Что вы можете сказать про аппетит людоеда? Докажите словами из текста. (И аппетит у людоеда тоже был разным.. (ужасный – прекрасный)

-У кого есть ошибки?

-Найдём причину ошибок и исправим их.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (алгоритмом).

Проговаривание детьми места ошибок и причин ошибок.

Исправление ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качеств и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.)

1).Моделирование обложки:

1.Г.Сапгир.

2.Людоед и принцесса, или Всё наоборот.

3.Сказка.

4.Знакомство с содержанием сказки.

-Эта сказка кажется ужасной или прекрасной? Почему?

Доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных умений. Составляют рассказ по иллюстрации.

Познавательные: поддерживает диалог. Умеет задавать вопросы, рассказывать, излагает своё мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий;

личностные: испытывает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

8.Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин.)

-Прочитайте название сказки. Как вы его поняли? (Г.Сапгир рассказал, что всё взаимозаменяемо: сегодня принцесса прекрасная, а погода ужасная, а завтра может быть совсем наоборот. И ещё неизвестно, что лучше, а что хуже).

-Какую цель мы ставили в начале урока? (познакомиться с содержанием произведения Г.Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»; читать вслух по слогам и целыми словами).

- Достигли цель? Каким способом?

-Какие затруднения в деятельности испытывали?

- Как находили выход из затруднений?

-Каковы результаты (класса, мои)? Покажите кружочки: зелёные (« Мне было всё понятно на уроке»), жёлтые («Мне было интересно на уроке, но я испытывал небольшие затруднения »), красные («Мне урок показался трудным»).

-Что бы вы хотели ещё сделать?

Осуществляют самооценку собственной деятельности и деятельности класса. Соотносят цель и результаты.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

Планируемые результаты образования:

Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; ориентироваться в заданиях учебника по значкам; отличать стихотворный текст от прозаического; выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.

Регулятивные: анализировать собственную работу; соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные: уметь оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся.